Greece
В Греции у туриста возникает много проблем. Где взять второй желудок? Как встать со стула после обеда? Брать красное или белое? Как избавиться от белых полос бретелек? Кроме этих, всю поездку меня преследовала ещё одна.
Мы часто тратим много усилий, чтобы наши фото были похожи на туристические брошюры. Найти тот же ракурс того же небоскрёба, сфотографировать главную площадь с того же здания. Сейчас основные мои старания уходили на то, чтобы мои фото не были похожи на рекламу туроператора. Потому что на Крите куда ни направь свой объектив, всюду будет фото из журнала: голубое небо, солнечные коробки домиков на склонах берега и яркое, вырвиглаз-синее море, на которое не хватит никакого циана (вообще удивительно, как бедняги турфирмы справляются с печатью брошюр о Крите). Но удержаться от восхищения сложно, когда в глаза попадают зайчики, отражённые прозрачной синей водой.
Все мои знакомые восторгались Грецией. После поездки я тоже присоединилась к их числу. Теперь я знаю, почему Елени ездит домой каждый год и с удивлением смотрит на нас, когда мы берём билеты в снежные горы вместо солнечного Крита. Потому что сложно отказаться от ленивого кофе на полосатой под утренним солнцем террасе и променять купальник на несколько слоёв курток.
К еде у меня был только один вопрос: как всё это съесть. Привыкшие к лондонским порциям, мы приезжаем на юг как из голодного края, заказываем сразу несколько блюд на человека и потом рыдаем над столом от жадности. Потому что нельзя не доесть, когда оно такое вкусное. Нельзя не попробовать, когда оно такое интересное. В результате мы с мамой не уходили из ресторана без коробки с едой на завтрак. Не знаю, в чём их секрет. То ли в щедрости, то ли в солнце, то ли в проголодавшихся от плавания туристах. Знаю, что в нашем списке появилась ещё одна страна, в которую можно ездить пожрать.
Греция долгое время была частью Оттоманской империи, и многое, что мы привыкли видеть в турецких заведениях, продаётся и в греческих магазинах с радикально изменённым названием. Что такое кофе по-гречески? Это кофе по-турецки, только насыщеннее и вкуснее. Есть греческий лукум и пахлава, и нет избытка в греческом добродушии и гостеприимности.
На Крите много прекрасных ущелий, которые привлекают толпы хайкеров. В Сфакионе каждый вечер паром привозит из заката уставших и довольных туристов в тяжёлых ботинках, прошедших 16 километров Самарийского ущелья. Мы с мамой ходили в небольшое, но красивое ущелье, где козы развлекали нас акробатическими номерами на вертикальной скале.
Самые серьёзные чуваки на острове — водители автобусов. Заходя в их салон, пассажир должен отречься от мирской суеты, своего багажа, а заодно и груза телесных желаний. У дверей автобусов грозный страж проверяет, чтобы твоя ручная кладь не была больше книги размером, и чтобы в ней не было еды, воды или не дай бог салфеток.
Афины запомнятся солнечными пятнами и контрастом теней. Рай для чёрно-белой фотографии, наверное. Ходить пешком по городу неудобно, но зато невероятно удобно сидеть в одном из многих арт-баров и пить коктейли под шум толпы вокруг. Самое большое удовольствие — забраться на один из холмов, слушать шуршание черепах в кустах и смотреть сверху на город. В сторону порта тянутся прямые линии проспектов, а вода отражает солнце у горизонта. Город прерывается резкой линией под очередным склоном холма. Туристы гудят на ступенях Парфенона. Со ступенек церкви Георгия слышен мотор мотоциклистов, катающихся по кругу на заднем колесе.
Иногда кажется, что у каждого жителя Афин в среднем по баллончику краски в кармане. Количество граффити на стенах зашкаливает, и от полной закраски освобождены только исторические строения, и то методом забора. Рай для коллекционеров уличного искусства. Особенно хорошо выглядят вагоны метро, поменявшие унылый будничный вид на развесёлый яркий наряд.
98% греков православные. Поэтому в церквях всё время какой-то движ. То служба, то уборка, то обед. Греческие церкви очень хороши. Ни одна не похожа на другую, но вместе с тем есть некоторые общие черты. Обычно в них невероятно уютно и хочется залипнуть на полчаса. Это не зависит от размера: церкви могут быть огромными храмами и маленькими комнатками, где едва разминутся два человека. В высоких церквях темноту под потолком пронизывают отражения великанских люстр. Икон должно быть много. Некоторые нарисованы на стенах, некоторые висят или стоят на триподах, а какие-то могут быть вообще напечатаны из размытого джипега, но даже такие оформлены в нестыдную рамку и не прячутся в углу. Возле каждого святого висят гроздья жестяных табличек с разными частями тела, а бывает с домом или машиной. По количеству прошений можно определить популярность святого.